Приближение к RTFS

"...у меня впечатление, может оно ошибочное, но половина
всего что есть на cpan написано психами. Мне интересно,
если был алгоритм по которому можно было узнать первоисточник
стиля (ведь наверно во всех языках люди стараются подражать
стилю кого-то), найти первоисточник..."
  -- цитата c #bsd-unix

"Полагают, что для всякой современной книги почетно восходить в
чем-то к книге древней, ибо никому не нравится
быть обязанным своим современникам."
  -- Х.Л.Борхес, "Приближение к Альмутасиму"

Первое появление текста "Приближения к RTFS" произошло на индийском блоге madmanweb.com, названного так его основателем в честь сумасшедшего араба Абдул аль-Хазреда, в 2003м году. Оформление блога было аскетичное, заглавие извещало читателя что речь идет о первом гипертекстовом романе, написанном жителем Бомбея. За несколько месяцев посещаемость блога выросла в восемьдесят раз, количество оставленных комментариев превысило тысячу. Дружественные блоги Ravikiran Rao, India Uncut, и jaiarjun.blogspot.com ( в Нью-Дели ) расточали дифирамбы. Тогда онлайн-журнал Bharat Darshan выложил у себя текст с иллюстрациями, с названием Use The Source, Luke, с изящным подзаголовком A Game with Shifting Mirrors (Игра с движущимися зеркалами). Этот текст недавно был также выложен в виде pdf на сайте лондонского издательства Orion Books (основанного Виктором Голланцем еще в 1927м году), но, видимо из милосердия, без иллюстраций. Он у меня перед глазами; оригинальный текст и оформление на блоге не сохранились, но чувствую, что они были намного лучше. В этом убеждает меня google cache, отмечающее существенное различие между оригинальным текстом опубликованным в 2003м году и последующей его редакцией. Прежде чем приступить к рассмотрению этого различия, надо хотя бы вкратце изложить основную нить повествования.

Протагонист - видимый, но чье имя ни разу не называется - студент-радиотехник в Бомбее. Он кощунственно отошел от ислама, религии своих родителей, однако на исходе десятой ночи месяца мухаррама оказывается в интернет кафе, втянутым в гущу перепалки между мусульманами и индусами на чате kashmironline.net. В ночном мраке гремят взрывы из колонок подростков, воюющих в Counter Strike, слышны выкрики неудачливых игроков, сидящие в чате индусы ожесточенно строчат ругательства пакистанским противникам. С соседней машины кто-то запускает DOS-атаку, кто-то в ответ вычислив дыру в фаерволле интернет-кафе, рассылает пинги смерти, кто-то - мусульманин или индус вылетает из чата, его машина зависает намертво. Три сотни человек дерутся на витруальном пространстве, tcp syn flood против брутфорсного подбора паролей, ругательство в ответ проклятию, Бог невидимый против многих богов. Студент-вольнодумец, пораженный всем этим, тоже заходит на чат. Не понимающий что происходит, ему кажется что он выкидывает из чата оскорбившего его индуса. Но вот, оглушительно крича, из подсобки появляется заспанный сисадмин и принимается выключать все компьютеры подряд.

Студент уходит, успев отправить торжествующую строчку в чат чуть ли не за секунду до выключения машины. В поисках другого интернет-кафе он добирается до самых окраин города, переходит два железнодорожных пути или дважды - один и тот же путь. Перелезши через канаву, оказывается в одичалом саду, в глубине которого старое здание с еще открытым интернет-салоном. Свора собак с шерстью лунного цвета ("a lean and evil mob of mooncoloured hounds") выскакивает из чернеющих розовых кустов. Преследуемый ими студент ищет спасения в здании. По железной лестнице, на которой не хватает нескольких ступенек, он взбегает на второй этаж и захлопывает за собой входную дверь в кафе. Внутри никого нет, кроме изможденного человека на входе; сидя на корточках перед монитором, тот пересчитывает пачку денег.

Человек признается, что его занятие - скам, что он занимается фальшивой лотереей, рассылая со спамом якобы выигрыши и требуя предварительного взноса. Рассказывает он и другие мерзкие вещи и между прочим вспоминает, что уже четырнадцать ночей не проверял счета в банке куда поступают украденные деньги. С явной злобой говорит он о каких-то спаммерах из Гуджарата: "Дешевые и криворукие ламеры, а в общем, такие же сволочи, как мы с тобой". Светает, в воздухе низко кружат жирные стервятники. Студент, обессилев, засыпает в кресле перед монитором; когда же он пробуждается, солнце уже стоит высоко, и он видит, что скамер исчез. Также перестал принимать его пароль почтовый ящик на hotmail'e который студент вчера просматривал.

Вспоминая о событиях минувшей ночи, студент решает на лето устроиться практикантом в какую-нибудь фирму чтобы обучиться тонкостям работы с интернетом. Он размышляет о том, что оказался способен вышибить из чата идолопоклонника, но не способен сказать с уверенностью, что мусульманин более прав, чем идолопоклонник. Его преследует название Гуджарат, а также имя сайта CPAN, на который особенно обрушивались проклятия и злоба скамера. Студент делает вывод, что злоба столь беспредельно гнусного человека равна похвале. Зайдя на сайт, он ничего не понимает, но решает без особой надежды разобраться в его назначении. Помолясь, студент неторопливо и уверенно пускается в поиски подходящего объявления о найме на работу. Так заканчивается вторая глава романа.

Пересказать перипетии остальных девятнадцати глав невозможно. Тут выступает головокружительное множество действующих лиц, уж не говоря о жизнеописании героя, которое словно бы должно исчерпать все мыслимые движения человеческого духа (от подлости до математических рассуждений), и о странствиях, охватывающих обширную территорию Индостана. История, начавшаяся в Бомбее, продолжается на низменностях Паланпура, на один вечер и одну ночь задерживается у оффисов Citrix в Биканере, повествует о безумстве одного DBA в предместье Бенареса, герой становится участником проекта OLPC в Катманду, прокладывет оптоволокно среди чумного зловония Калькутты на Мачуа-Базаре, наблюдает рождение дня на море из конторы в Мадрасе, наблюдает умирание дня на море с балкона в штате Траванкор, программирует на Microsoft ASP в Индауре и замыкает орбиту километров и лет в том же Бомбее, в нескольких шагах от сада с собаками лунной масти. Краткое содержание таково: некий человек, неверующий и сбежавший с родины студент, с которым мы познакомились, попадает на работу в общество офис-менеджеров и программистов на Visual Basic самого низкого пошиба и приспосабливается к ним в своеобразном состязании в глупости.

Внезапно с мистическим ужасом Робинзона, видящего след человеческой ноги на песке, он замечает какое-то смягчение непрошибаемой тупости: нежность, восхищение, молчание одного из окружающих его идиотов. Как будто в наш разговор вмешался собеседник с более сложным сознанием. Студент понимает, что человек, с ним разговаривающий, не способен на такой внезапный взлет; отсюда он заключает, что в том отразился дух какого-то друга или друга друга друга. Размышляя над этим вопросом, студент приходит к мистическому убеждению: Где-то на земле есть человек, от которого этот свет исходит; где-то на земле есть человек, тождественный этому свету. И студент решает посвятить свою жизнь поискам его. Общее направление сюжета уже просматривается: ненасытные поиски души по слабым отблескам, которые она оставила в других душах: в начале легкий след улыбки или слова; в конце разнообразное и яркое свечение разума, воображения и добра. По мере того как расспрашиваемые люди оказываются все более близко знавшими Luke, доля его духа все увеличивается, но ясно, что это лишь отражения. Здесь применима математическая формулировка: насыщенный событиями роман это восходящая прогрессия, конечный член которой и есть явленный в предчувствии человек по имени Luke. Непосредственный предшественник Luke необычайно приветливый и жизнерадостный профессор прикладной математики из Стэнфорда; предшественник профессора - автор языка программирования...

После многих лет студент оказывается на непритязательно оформленном сайте с емэйл-адресом внизу. Студент отсылает вопрос по адресу, спрашивает Luke, и получает письмо с ответом. Студент читает строчки, написанные неописуемым языком Luke, приглашающие к посещению его блога. Студент нажимает на подсвеченную ссылку в письме, на этом рассказ заканчивается...

Дмитрий Карасик 2007